GRU2
02.04.2002, 03:24
Инструкция по проверке ёмкости малогабаритных аккумуляторов.(Ni-Cd & Ni-Mh)
1. Требования к лабораторному блоку питания.
Выходное напряжение должно быть на 10-15% больше максимально возможного напряжения на батарее в конце цикла заряда. Ток заряда не должен изменятся в течении заряда более чем на 5%. Запас по току заряда 20%. Блок питания фактически является стабилизатором тока, без ограничения величины выходного напряжения в пределах +10% от максимально возможного напряжения в конце цикла заряда. Такой источник предназначен для нормального (медленного) типа заряда. Ток при этом не должен превышать десятую часть от номинальной емкости батареи.
2. Расчёт условий заряда батареи и зарядка аккумуляторов.
Напряжение на аккумуляторе до заряда может быть 0-1.33 Вольта на элемент. Элементы соединяются последовательно. Если напряжение на элементах находится в пределах 0-0.5 Вольта на элемент, необходимо перед первым включением в заряд поставить последовательно ограничительное сопротивление для исключения броска тока. Через 10-15 минут после подачи напряжения обесточить цепь и повторно проверить напряжение на элементах. Те элементы, где напряжение осталось в пределах 0-0.8 Вольта надо исключить из цепи заряда как брак. Ток заряда расчитывают следующим образом. Норма - батарея в процессе заряда должна получить на 25% больше ёе емкости. Обычно время заряда (нормальный "медленный" заряд) составляет 14 часов. Ток заряда определяется так - ёмкость батареи делят на 10 и умножают на 1.2. Полученное значение является током заряда при условии 14 часов заряда ( как минимум). Напряжение в процессе заряда поднимается до значения 1.45 Вольта на элемент. Напряжение в процессе заряда надо контролировать как минимум 3 раза в самом начале заряда, через 1 час после начала заряда и в конце заряда. Если напряжение на элементе поднялось более, чем на 1.48 Вольта - элемент не исправен и надо исключить его из заряда. ( не забыв при этом выключить цепь и потом , при необходимости отрегулировать опять ток заряда.) В конце заряда, при проверке напряжения на элементах необходимо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение или меньше 1.43 Вольта на элемент или больше 1. 48 Вольта на элемент. Затем выключить напряжение и опять проверить напряжение на элементах в течении первых пяти минут после снятия напряжения. Надо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение меньше 1.25 Вольта на элемент.
3 . Разряд батареи.
Замерить напряжение на батарее. К разряду батареи надо приступать после 30 минутного перерыва после заряда. Ориентировочное нагрузочное сопротивление рассчитывают по закону Ома. Ток разряда обычно принимают не более 1/3 от ёмкости батареи. Нормальным считается значение 25% от ёмкости. Во время разряда батарееи очень важно постоянно поддерживать постоянной величину тока разряда, т.к. это влияет на точность расчёта ёмкости батареи. Ток поддерживают, изменяя величину нагрузочного переменного сопротивления. Мощность нагрузочного сопротивления должна быть рассчитана с запасом 25%. В процессе разряда напряжение плавно уменьшается до 0.95 Вольта на элемент. Ориентировочное время разряда рассчитывают исходя из тока разряда и ёмкости батареи. В процессе разряда необходимо периодически проверять напряжение на элементах. Если напряжение на элементе упало ниже 0.95 Вольта надо или остановить разряд или исключить элемент из цепи. Очень важно в конце разряда не пропустить момент падения напряжения на элементах ниже 0.95-1.0 Вольта. Это значение является критическим для элемента и является пороговым минимальным рабочим напряжением элемента. После достижения элементами порогового значения прекращают заряд и рассчитывают по величине тока и фактическому времени ёмкость батареи. После прекращения процесса разряда не желательно оставлять батарею в таком состоянии длительное время. Нормальным считается дать заряд равный по величине 5-10% емкости батареи.
Примечание:
Всё вышеуказанное верно при температурах окружающей среды до 25 С. Нормальная температура, при которой рекомендуется проводить все операции - 20 С. При температурах выше 25 С ёмкость батареи уменьшается, уменьшается максимальное напряжение напряжение заряда. К таким же результатам может привести перегрев батареи аккумуляторов неправильно выбранным током заряда (времени заряда) или разряда. В случае эксплуатации батареи при температурах выше 25 С - рекомендуется ввести в цепь заряда контроль состояния батареи по температуре и уменьшать или выключать ток заряда при достижении батареей температуры корпуса 35- 40 С. При расчётах надо учитывать, что ёмкость батареи уменьшается до 80% от номинальной в зависимости от типа батареи при температуре корпуса батареи около 35 С.
P.S. После года эксплуатации аккумуляторы работали не более 10 минут. Были заменены, пролежали почти год. После проверки по этой методике оказались работоспособными и продолжают исправно служить.
Информация с сайта (http://www.aquanet.co.il/vip/altec/lib01/~altec3_121.htm)
1. Требования к лабораторному блоку питания.
Выходное напряжение должно быть на 10-15% больше максимально возможного напряжения на батарее в конце цикла заряда. Ток заряда не должен изменятся в течении заряда более чем на 5%. Запас по току заряда 20%. Блок питания фактически является стабилизатором тока, без ограничения величины выходного напряжения в пределах +10% от максимально возможного напряжения в конце цикла заряда. Такой источник предназначен для нормального (медленного) типа заряда. Ток при этом не должен превышать десятую часть от номинальной емкости батареи.
2. Расчёт условий заряда батареи и зарядка аккумуляторов.
Напряжение на аккумуляторе до заряда может быть 0-1.33 Вольта на элемент. Элементы соединяются последовательно. Если напряжение на элементах находится в пределах 0-0.5 Вольта на элемент, необходимо перед первым включением в заряд поставить последовательно ограничительное сопротивление для исключения броска тока. Через 10-15 минут после подачи напряжения обесточить цепь и повторно проверить напряжение на элементах. Те элементы, где напряжение осталось в пределах 0-0.8 Вольта надо исключить из цепи заряда как брак. Ток заряда расчитывают следующим образом. Норма - батарея в процессе заряда должна получить на 25% больше ёе емкости. Обычно время заряда (нормальный "медленный" заряд) составляет 14 часов. Ток заряда определяется так - ёмкость батареи делят на 10 и умножают на 1.2. Полученное значение является током заряда при условии 14 часов заряда ( как минимум). Напряжение в процессе заряда поднимается до значения 1.45 Вольта на элемент. Напряжение в процессе заряда надо контролировать как минимум 3 раза в самом начале заряда, через 1 час после начала заряда и в конце заряда. Если напряжение на элементе поднялось более, чем на 1.48 Вольта - элемент не исправен и надо исключить его из заряда. ( не забыв при этом выключить цепь и потом , при необходимости отрегулировать опять ток заряда.) В конце заряда, при проверке напряжения на элементах необходимо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение или меньше 1.43 Вольта на элемент или больше 1. 48 Вольта на элемент. Затем выключить напряжение и опять проверить напряжение на элементах в течении первых пяти минут после снятия напряжения. Надо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение меньше 1.25 Вольта на элемент.
3 . Разряд батареи.
Замерить напряжение на батарее. К разряду батареи надо приступать после 30 минутного перерыва после заряда. Ориентировочное нагрузочное сопротивление рассчитывают по закону Ома. Ток разряда обычно принимают не более 1/3 от ёмкости батареи. Нормальным считается значение 25% от ёмкости. Во время разряда батарееи очень важно постоянно поддерживать постоянной величину тока разряда, т.к. это влияет на точность расчёта ёмкости батареи. Ток поддерживают, изменяя величину нагрузочного переменного сопротивления. Мощность нагрузочного сопротивления должна быть рассчитана с запасом 25%. В процессе разряда напряжение плавно уменьшается до 0.95 Вольта на элемент. Ориентировочное время разряда рассчитывают исходя из тока разряда и ёмкости батареи. В процессе разряда необходимо периодически проверять напряжение на элементах. Если напряжение на элементе упало ниже 0.95 Вольта надо или остановить разряд или исключить элемент из цепи. Очень важно в конце разряда не пропустить момент падения напряжения на элементах ниже 0.95-1.0 Вольта. Это значение является критическим для элемента и является пороговым минимальным рабочим напряжением элемента. После достижения элементами порогового значения прекращают заряд и рассчитывают по величине тока и фактическому времени ёмкость батареи. После прекращения процесса разряда не желательно оставлять батарею в таком состоянии длительное время. Нормальным считается дать заряд равный по величине 5-10% емкости батареи.
Примечание:
Всё вышеуказанное верно при температурах окружающей среды до 25 С. Нормальная температура, при которой рекомендуется проводить все операции - 20 С. При температурах выше 25 С ёмкость батареи уменьшается, уменьшается максимальное напряжение напряжение заряда. К таким же результатам может привести перегрев батареи аккумуляторов неправильно выбранным током заряда (времени заряда) или разряда. В случае эксплуатации батареи при температурах выше 25 С - рекомендуется ввести в цепь заряда контроль состояния батареи по температуре и уменьшать или выключать ток заряда при достижении батареей температуры корпуса 35- 40 С. При расчётах надо учитывать, что ёмкость батареи уменьшается до 80% от номинальной в зависимости от типа батареи при температуре корпуса батареи около 35 С.
P.S. После года эксплуатации аккумуляторы работали не более 10 минут. Были заменены, пролежали почти год. После проверки по этой методике оказались работоспособными и продолжают исправно служить.
Информация с сайта (http://www.aquanet.co.il/vip/altec/lib01/~altec3_121.htm)