GRU2
02.04.2002, 03:24
Инструкция по проверке ёмкости малогабаритных аккумуляторов.(Ni-Cd & Ni-Mh)

1. Требования к лабораторному блоку питания.
Выходное напряжение должно быть на 10-15% больше максимально возможного напряжения на батарее в конце цикла заряда. Ток заряда не должен изменятся в течении заряда более чем на 5%. Запас по току заряда 20%. Блок питания фактически является стабилизатором тока, без ограничения величины выходного напряжения в пределах +10% от максимально возможного напряжения в конце цикла заряда. Такой источник предназначен для нормального (медленного) типа заряда. Ток при этом не должен превышать десятую часть от номинальной емкости батареи.

2. Расчёт условий заряда батареи и зарядка аккумуляторов.
Напряжение на аккумуляторе до заряда может быть 0-1.33 Вольта на элемент. Элементы соединяются последовательно. Если напряжение на элементах находится в пределах 0-0.5 Вольта на элемент, необходимо перед первым включением в заряд поставить последовательно ограничительное сопротивление для исключения броска тока. Через 10-15 минут после подачи напряжения обесточить цепь и повторно проверить напряжение на элементах. Те элементы, где напряжение осталось в пределах 0-0.8 Вольта надо исключить из цепи заряда как брак. Ток заряда расчитывают следующим образом. Норма - батарея в процессе заряда должна получить на 25% больше ёе емкости. Обычно время заряда (нормальный "медленный" заряд) составляет 14 часов. Ток заряда определяется так - ёмкость батареи делят на 10 и умножают на 1.2. Полученное значение является током заряда при условии 14 часов заряда ( как минимум). Напряжение в процессе заряда поднимается до значения 1.45 Вольта на элемент. Напряжение в процессе заряда надо контролировать как минимум 3 раза в самом начале заряда, через 1 час после начала заряда и в конце заряда. Если напряжение на элементе поднялось более, чем на 1.48 Вольта - элемент не исправен и надо исключить его из заряда. ( не забыв при этом выключить цепь и потом , при необходимости отрегулировать опять ток заряда.) В конце заряда, при проверке напряжения на элементах необходимо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение или меньше 1.43 Вольта на элемент или больше 1. 48 Вольта на элемент. Затем выключить напряжение и опять проверить напряжение на элементах в течении первых пяти минут после снятия напряжения. Надо обратить внимание и исключить из дальнейшей работы элементы в которых напряжение меньше 1.25 Вольта на элемент.

3 . Разряд батареи.
Замерить напряжение на батарее. К разряду батареи надо приступать после 30 минутного перерыва после заряда. Ориентировочное нагрузочное сопротивление рассчитывают по закону Ома. Ток разряда обычно принимают не более 1/3 от ёмкости батареи. Нормальным считается значение 25% от ёмкости. Во время разряда батарееи очень важно постоянно поддерживать постоянной величину тока разряда, т.к. это влияет на точность расчёта ёмкости батареи. Ток поддерживают, изменяя величину нагрузочного переменного сопротивления. Мощность нагрузочного сопротивления должна быть рассчитана с запасом 25%. В процессе разряда напряжение плавно уменьшается до 0.95 Вольта на элемент. Ориентировочное время разряда рассчитывают исходя из тока разряда и ёмкости батареи. В процессе разряда необходимо периодически проверять напряжение на элементах. Если напряжение на элементе упало ниже 0.95 Вольта надо или остановить разряд или исключить элемент из цепи. Очень важно в конце разряда не пропустить момент падения напряжения на элементах ниже 0.95-1.0 Вольта. Это значение является критическим для элемента и является пороговым минимальным рабочим напряжением элемента. После достижения элементами порогового значения прекращают заряд и рассчитывают по величине тока и фактическому времени ёмкость батареи. После прекращения процесса разряда не желательно оставлять батарею в таком состоянии длительное время. Нормальным считается дать заряд равный по величине 5-10% емкости батареи.


Примечание:
Всё вышеуказанное верно при температурах окружающей среды до 25 С. Нормальная температура, при которой рекомендуется проводить все операции - 20 С. При температурах выше 25 С ёмкость батареи уменьшается, уменьшается максимальное напряжение напряжение заряда. К таким же результатам может привести перегрев батареи аккумуляторов неправильно выбранным током заряда (времени заряда) или разряда. В случае эксплуатации батареи при температурах выше 25 С - рекомендуется ввести в цепь заряда контроль состояния батареи по температуре и уменьшать или выключать ток заряда при достижении батареей температуры корпуса 35- 40 С. При расчётах надо учитывать, что ёмкость батареи уменьшается до 80% от номинальной в зависимости от типа батареи при температуре корпуса батареи около 35 С.

P.S. После года эксплуатации аккумуляторы работали не более 10 минут. Были заменены, пролежали почти год. После проверки по этой методике оказались работоспособными и продолжают исправно служить.

Информация с сайта (http://www.aquanet.co.il/vip/altec/lib01/~altec3_121.htm)

westsav
02.04.2002, 10:59
GRU2 так это ж целый научный доклад - молодец !!!


<font color=purple> Westsav </font color=purple> /forum_images/icons/tongue.gif

Inspector
02.04.2002, 13:44
Это все теория,я всегда подаю 12v через автом. лампу,т.е. до нескольких ампер .Закороченые элементы с 0v обычно восстанавливаются.

виталий
02.04.2002, 15:59
но стои им дать до конца розрядиться как они снова замыкают

вит

митридат
02.04.2002, 22:37
...Всё гораздо проще и быстрее : Необходим блок питания дающий ток 1А( не более!). Устанавливаем на БП 9-10V и подключаем напрямую "+" к "+" аккум. , а "-" к "-" аккум.( например 4-х элементный от SN258).
Аккумулятор,как и положено начнёт кушать ток( 1 A), но: если он уже не держит заряд(уже плохой) , контрольный вольтметр на нём покажет 6,4-6,8V , а на исправном 4,8-5,6v... Такая проверка займёт 1 минуту......

Dr Proctor
03.04.2002, 19:57
Парни, GRU вам с научной точки зрения все разложил,. а вы начинаете рассказывать кто как делает... Конечно, можно и от источника напрямую шарахнуть, "если не интересует результат" (Жванецкий ММ) - продолжительность жизни в смысле.

GRU2
04.04.2002, 01:51
Я согласен с тем, что описываемая методика проверки не предлагает способов восстановления испорченных аккумуляторов, а всего лишь выявляет неисправные. Уверен, что аккумуляторы можно восстанавливать, особенно Ni-Cd. Проблемы аккумуляторов сязаны с кристаллической структурой электродов и подбирая режимы заряда-разряда можно её восстановить и удалить длинные игольчатые криссталлы, приводящие к замыканию и проявлению эффекта памяти.
Если у кого есть по этому поводу какие либо соображения или личный опыт восстановления - высказывайтесь.

GRU2
04.04.2002, 02:50
В разделе "Подскажите что стоит? " лежит описание простенького зарядного устройства на МАХ713.

митридат
05.04.2002, 07:06
....Дело в том , что на данный момент аккумуляторы не имеют такой большой стоимости как раньше , поэтому , применяя новый аккумулятор вы лишаете себя кропотливой и ненужной работы по восстановлению старого.....

Белоозерск
05.04.2002, 10:12
Как я понял, часть элементов может быть исключена из батареи как брак, но их же надо заменить на другие или на новые? А новые со старыми наверно не очень хорошо стыковать.
Вопрос в другом, как восстановить эти мертвые или нехорошие элементы? Может кто занимался восстановлением?


Беларусь.

GRU2
05.04.2002, 11:00
Решил поизучать немного этот вопрос и понял NiMH - фигня. В понедельник выложу результаты.

GRU2
05.04.2002, 11:30
"Что же делать? Вспомнить старое доброе правило: легче эффект памяти предотвратить, чем потом устранить. А для предотвращения необходимо применять тренировку аккумуляторов, под которой понимаются периодические (3 - 4 раза) циклы заряда и последующего разряда до напряжения 1 вольт на элемент. Процесс этот проще всего выполнять на настольных зарядных устройствах, имеющих функцию разряда. или на специальных анализаторах типа Cadex C7000, C7200. Последние процесс тренировки автоматизируют и увеличивают емкость аккумулятора до максимально возможного уровня.. Выполнение тренировочных циклов непосредственно в телефоне тоже возможно, но не так эффективно, поскольку телефон, как правило, успевает отключиться раньше, чем аккумулятор полностью разрядится. Да и времени для этого требуется значительно больше.

Теперь несколько слов о периодичности данного процесса. Рекомендации таковы: для никелькадмиевых аккумуляторов - один раз в месяц, для никель-металлгидридных - раз в два месяца. Если делать это чаще, то полезный эффект увеличивается незначительно, а износ аккумулятора значительно возрастает.

Всегда ли помогают тренировочные циклы заряда-разряда? Не всегда. С запущенными аккумуляторами дело обстоит сложнее, и помочь тут может только метод восстановления, основанный на глубоком (до 0.4 вольта на элемент) разряде аккумуляторов по специальному алгоритму. При таком разряде происходит дробление крупных кристаллических образований, в результате чего емкость аккумулятора восстанавливается. "

В чем заключается загадочный алгоритм? :0( Затрудняюсь ответить.
Могу сказать лишь, что глубокий разряд для NiCd весьма не вреден. Лет 5 назад притащили дохлые аккумуляторы от японской видеокамеры. Они провалялись до сих пор в столе среди железок. Разряженные и разобранные. Вытащил, проверил, зарядил. Работают!!! 2 000 циклов для них - раз плюнуть. NiMH деградируют гораздо раньше. Дело в том, что в поцессе эксплуатации их в радиотелефоне нарушается ряд ключевых моментов: разряд большими токами, перегрев, хронический недоразряд, подзаряд после окончания заряда... В результате после 500-600 циклов резко растет внутреннее сопротивление, а как с ним бороться? Статистики у меня пока еще нет.

Katz
05.04.2002, 12:40
Ага, занимались. NiCd, если закоротились, простреливали импульсом тока в 15 ампер. Некоторое время работают (статистики, правда, нет...)

(c) 2002 Gibel Computers & Communications Co.

Inspector
05.04.2002, 12:55
15А,видели и похлеще,на обратной полярности доводят до кипения,а потом ставят на заряд-все равно работает.

GRU2
09.04.2002, 02:30
Процент восстановленных аккумуляторов при использовании контролируемых циклов разряда / заряда зависит от типа электрохимической системы, количества уже отработанных циклов, метода обслуживания и возраста аккумулятора.

Ni-Cd. Наилучшие результаты достигаются при восстановлении NiCd аккумуляторов. Обычно от 60 % до 70 % отвергнутых NiCd аккумуляторов может быть восстановлено для полноценной эксплуатации при использовании тренировочных циклов и восстановительных методов, заложенных в анализатор аккумуляторов фирмы Cadex или ему подобный.

Однако не все аккумуляторы одинаково хорошо откликаются на тренировочные и восстановительные циклы. Старые могут показать низкие и непоследовательные (противоречивые) значения емкости после обслуживания, другие становятся еще хуже с каждым новым циклом. Такие результаты указывают на нестабильность аккумулятора, и подобные аккумуляторы должны быть заменены. Аналогия может быть проведена со старым человеком, для которого тренировки вредны.

Однако некоторые старые NiCd аккумуляторы после проведения обслуживания достаточно близко возвращаются к первоначальной емкости. При этом следует принять во внимание возможность наличия у них высокого саморазряда. Если есть сомнение, проведите испытание на саморазряд.

Ni-MH. Процент восстановления NiMH аккумуляторов оценивается примерно в 40 %. Более низкое значение обусловлено, частично, из-за сокращенного числа циклов разряда / заряда NiMH аккумуляторов по сравнению с NiCd. Из компании NTT, Япония, долгое время эксплуатирующей NiMH аккумуляторы, сообщили о хорошем проценте восстановления NiMH аккумуляторов в случае использования методов тренировки и восстановления компании Cadex. (Из моей практики: процент восстановления NiMH аккумуляторов очень низок. Возможно вся причина этого заключается в том, что попадают они на восстановление уже безнадежно испорченными. Если бы аккумуляторы проходили периодическое обслуживание, то возможно процент восстановленных был бы близок к 40 %. Комментарий переводчика.)

SLA. Процент восстановления SLA аккумуляторов мал и составляет около 15 %. В отличие от основанных на никеле аккумуляторов, восстановление SLA аккумуляторов не базируется на разрушении кристаллических образований, а скорее на восстановлении химического процесса. Причиной низкого значения емкости SLA аккумуляторов является их длительное хранение в разряженном состоянии и недостаточном заряде.

Li-ion. Уменьшение емкости Li-ion аккумуляторов складывается из восстанавливаемых и невосстанавливаемых потерь. Оптимальные способы восстановления восстанавливаемых потерь будут, вероятно, разработаны в ближайшем будущем. В настоящее время, надежных методов восстановления этих аккумуляторов нет.

При обслуживании Li-ion аккумуляторов с использованием анализатора аккумуляторов, цель обслуживания - не столько в восстановлении аккумуляторов, утративших емкость из-за эффекта памяти (Li-ion аккумуляторы не подвержены этому эффекту), сколько в проверке новых аккумуляторов на соответствие спецификациям изготовителя прежде, чем истечет гарантия, и прополке "сухостоя", как только емкость упала ниже приемлемого целевого значения. Обслуживание аккумуляторов также помогает в идентификации неисправных зарядных устройств. (Кстати анализатор Cadex 7000 Li-ion аккумуляторы именно проверяет, а не восстанавливает. Хотя, как утверждает специалист одной известной в Москве и России фирмы, в Москве якобы есть человек, который производит с помощью этого анализатора их восстановление. Лично мне это не удавалось. На просьбу - свести с этим человеком - ответа пока нет. Комментарий переводчика.)

Обычно задают вопрос - " Будет ли восстановленный аккумулятор таким же, как новый? " В этом случае уместно сравнение с заменой дефектной детали в машине. Только замененная деталь нова; остальная же часть машины остается в прежнем состоянии. Если аккумулятор содержит сепаратор, который был поврежден избыточной высокой температурой или испорчен неконтролируемыми кристаллическими образованьями, то эта часть аккумулятора естественно улучшаться не будет. В тоже время разрушение кристаллических образований в NiCd или NiMH аккумуляторах может рассматриваться как полное восстановление. Однако этот процесс со временем произойдет заново, в случае, если аккумулятор не будет периодически подвергаться требуемому обслуживанию.

Эта информация - отрывок из книги “Batteries in a Portable World “by Isidor Buchmann.

Перевод и техническая редакция Владимира Васильева vean@mail.ru


Информация с сайта ( http://www.mari-el.ru/marmobile/battery/recovery.htm )

В приложении статья про аккумуляторы.



10-34483-102_105.pdf

Viska2014
28.08.2014, 10:03
Инструкция пригодилась, спасибо...
http://kvn-yar.narod.ru/img/11hit.gif (http://tesorogold.ru)
http://kvn-yar.narod.ru/img/11hit.gif (http://mabook.org)
http://kvn-yar.narod.ru/img/11hit.gif (http://fanmedia.org.ua)
http://kvn-yar.narod.ru/img/11hit.gif (http://prozorovo.com)
http://kvn-yar.narod.ru/img/11hit.gif (http://torrents-films.com)